УАЗ 469, выпускаемый Ульяновским автомобильным заводом, специализируется на перевозках людей и грузов. Универсальные внедорожные характеристики этого автомобиля позволяют ездить на нем по любой дороге.
Общие характеристики
Коробка передач — это коробка передач автомобиля. На УАЗ 469 установлена механическая 4-ступенчатая коробка передач, оснащенная синхронизаторами инерционного типа. Они предназначены для переключения передач без шума и дребезжания. Синхронизаторы помогают выровнять скорость вращения соединительных зубцов перед включением. Скорости двигателя и колеса не совпадают, поэтому для их согласования необходим синхронизатор. Кроме того, коробка передач позволяет двигаться задним ходом.
Коробка передач КПП УАЗ 469 состоит из следующих частей:
- Главный вал;
- Передняя крышка;
- Шарикоподшипники;
- подшипник привода вторичного вала;
- Кожух;
- Муфта 3-й и 4-й передач;
- Зубчатая шестерня II;
- Муфта I и II передач;
- Вторичный ролик;
- Крепежная шайба;
- Разделительное кольцо;
- Стопорный винт;
- Крепежная шайба;
- Промежуточный вал;
- Мост с задней передачей;
- Задний ход; распорный болт; крепежная шайба; промежуточный вал; ось заднего хода;
- Промежуточный вал-редуктор и привод 3-й передачи
Конструкция коробки передач УАЗ
Если вас заинтересовала схема КПП УАЗ, ее несложно найти на фотографиях и картинках, размещенных на разных страницах в Интернете.
В картер сцепления, на котором установлена коробка передач, ввинчиваются 4 шпильки. Привод промежуточного вала имеет устойчиво включенные шестерни. Первая шестерня — прямозубая, вторая и третья — косозубые. Они установлены на приводном валу и поддерживаются игольчатыми подшипниками. Приводной вал опирается на 2 стойки. Роль сцепления выполняет ведущая шестерня первой передачи при включении второй передачи. Задняя передача и первая передача включаются переключением передач. Подшипники шестерен — шариковые. Шестерни закреплены задними подшипниками, чтобы предотвратить их скольжение по оси. Задний подшипник промежуточного вала соединен с самим валом болтом.
Механизм переключения имеет 3 вилки, прикрепленные к валам стопорными болтами и размещенные в боковой крышке. Сферический упор нейтральной и включенной шестерен имеет шток. Стопорные гайки между шпинделями не позволяют одновременно включать две передачи. В кронштейне есть рычаг, позволяющий легко перемещать вилы. Сам рычаг прижимается пружиной к сферической опорной поверхности. Пылезащитная крышка на рычаге предотвращает попадание воды и грязи внутрь устройства. Для предотвращения случайного включения задней передачи (водитель может просто запутаться) в этом устройстве есть предохранитель — поршень, который снабжен возвратной пружиной и шариком.
Устройство смазки коробки передач подключено к коробке передач. Смазка из коробки передач проходит в трансмиссию УАЗ через двухрядный (радиальный) подшипник и имеющееся сливное устройство, а затем возвращается через сливное отверстие.
Механическая коробка передач — важнейший агрегат коробки передач УАЗ 469. Коробка передач УАЗ 469 ответственная и основная задача — следить за изменчивостью величины крутящего момента двигателя и осуществлять передачу от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Механическая коробка передач УАЗ 469 отличается довольно длительным сроком службы. Однако это не значит, что коробка передач в ремонте не нуждается.
Правильная эксплуатация автомобиля позволяет долгое время обходиться без ремонта, но если в условиях эксплуатации узлы КПП УАЗ изнашиваются, что неминуемо приводит к ремонту.
Износ и ремонт КПП
Когда эксплуатация автомобиля приводит к повреждению деталей коробки передач, которые могут потребовать ремонта?
- Использование автомобиля в экстремальных условиях.
- эксплуатация УАЗ 469 с поврежденным сцеплением.
- Использование некачественных масел для ведущего моста.
- Выполнение технического обслуживания оборудования неспециалистами.
Это основные предпосылки, которые могут спровоцировать срочный ремонт УАЗ 469.
Для ремонта коробки передач требуется большой набор инструментов.
- Ключи комбинированные, по 2 штуки (10, 12, 13, 14, 17, 19, 22). Ключом на 14 открутите задний вал от фланца коробки передач. Если вы используете этот ключ неправильно, вы можете создать огромные проблемы.
- Динамометрические ключи.
- Профессиональный торцевой ключ для плоских гаек.
- Крестовые и плоские отвертки.
- Клещи для снятия и установки стопорных колец.
- Металлические штифты для выбивания отдельных деталей.
- Вам понадобится небольшой кусок железной трубки, чтобы быстро ослабить болты и гайки.
- Сверло и долото хорошего качества.
- Соответствующий меч.
- Тяжелый молот.
- Множество коробок для болтов и гаек для постоянного размещения деталей во время работы.
- Съемник подшипников.
- Внимательный к своей машине автовладелец может обнаружить неисправности в коробке передач.
Что обязано насторожить опытного водителя?
Если в коробке передач присутствуют шумы, которые раньше не было слышно, на этом этапе необходимо провести диагностику коробки передач и, при необходимости, отремонтировать. В случае повторяющихся шумов обратите внимание на подшипники и при необходимости замените их. Если шум возникает на любой из шестерен, наиболее вероятная причина — изношенные шестерни.
Шестерни синхронизации могут выйти из строя, если в автомобиле будет жесткое переключение передач. Другой причиной может быть низкий уровень масла в картере или его отсутствие. Ремонт коробки требует качественной подготовки деталей, их шлифовки и расточки. Это сложный процесс, самостоятельно выполнить такую работу сможет далеко не каждый.
Прежде чем приступить к ремонту КПП УАЗ 469, необходимо изучить соответствующую литературу. Не только посмотрите, но и прочтите и обратите внимание на то, что написано о левой резьбе, положении шайб, упоров и мелких деталей. Чтобы запомнить хронологическую последовательность шагов в процессе ремонта, можно составить шпаргалку.
Для автомобильных уплотнителей желательно покупать герметик импортного производства. Это качественнее, надежнее. Для смазки вращающихся частей лучше всего использовать «Литол» — это самое доступное средство.
Ремонт коробки передач можно доверить только специалисту высшей квалификации, имеющему профессиональный инструмент, знание устройства, схем КПП УАЗ 469 и способному произвести ремонт в кратчайшие сроки.